Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

«Православное Осколье» рассказало об игуменье Борисовской пустыни XIX века Маргарите

https://pravosk.ru/wp-content/uploads/2024/04/borisovka.jpgИнформационный Митрополичий центр «Православное Осколье» рассказало об игуменье Борисовской пустыни XIX века Маргарите, уроженке Старого Оскола.

В сообщении, подготовленном Павлом Субботиным, начальником Управления по делам архивов Белгородской области, говорится: «Мы уже рассказывали о нашем земляке, прославившем город Старый Оскол на Афоне – старце иеросхимонахе Иерониме (Соломенцове). Он происходил из благочестивой купеческой семьи: отец ежедневно читал Библию, родители и дети часто посещали церковь и держали все посты, а по праздникам и воскресеньям любили петь стихиры, тропари и ирмосы. В монашество ушли мама подвижника, родной брат, две родных тетушки племянницы и крестница. Иноческий путь избрала и его сестра – Евдокия. В юности она приняла монашеский постриг с именем Маргарита, а спустя годы стала настоятельницей Борисовской Богородице-Тихвинской обители (ныне – в Белгородской области).

Монашество для Ивана и Евдокии было мечтой их юности, которую они не скрывали от родителей. Достигнув совершеннолетия, Евдокия на коленях просила отца отпустить ее в монастырь. Отец согласился при условии, что Иван еще два года поживет в семье. После этого Евдокия уехала к своей тетушке, схимонахине Ксанфире, в Орловский Введенский женский монастырь. В 1843 году там случился страшный пожар, уничтоживший обитель. После множества лишений Евдокия в 1850 году пришла в Борисовскую пустынь.

На новом месте Евдокия была зачислена в число указных послушниц, исполняла обязанности лампадницы и стояла на продаже свечей. 19 февраля 1855 года она была пострижена в монашество с именем Маргарита и продолжала отвечать за свечной ящик. В скором времени она заслужила доверие игуменьи Макарии, по ходатайству которой в феврале 1860 года была утверждена в должности благочинной монастыря. В последующие годы из-за болезней Маргарита трижды увольнялась с этой должности, но ее потом назначали вновь.

10 июня 1877 года монахиня Маргарита была определена настоятельницей Борисовской пустыни, а 24 июня того же года произведена в игуменьи. К этому времени число насельниц обители заметно выросло. Так, в 1880 году в монастыре подвизалось 58 монахинь, 318 указных и 181 неуказная послушница, а всего вместе с игуменьей 558 человек. В 1882 году в их числе уже были 69 монахинь, 341 указная послушница и 199 неуказных, а всего вместе с настоятельницей – 610 человек. Умножение числа подведомственных матушке игуменье сестер умножало и число ее забот – нужно было искать пропитание для каждой и решать вопросы проживания.

В июне 1881 года в письме архимандриту Макарию на Афон матушка Маргарита сообщала: «…священники наши живут в домах, построенных иждивением графов Шереметевых, дома эти очень обветшали, потом, есть два корпуса, тоже графские, бедные, своей кельи по бедности не имеют, а жить в них нет возможности, опасно… поэтому священники и монахини пристают ко мне с просьбой

поправить как-нибудь их дома, так и кельи для монахинь; от обители средств нет никаких, а к графам нашим сколько ни писала я и ни просила для этого помощи, не дают ничего и даже никакого ответа на мои прошения, и письма не получаю от них. Как тут поступить? А те все плачут, и я, видя их крайнюю нужду, сама плачу, а помочь не могу, разве это легко для души? Потом еще много таких бывает старушек, уже не говоря о кельях, которые они иметь никак не могут, но даже и дневного пропитания не имеют; каждый день идут ко мне просить, кто – “Пожалуйте хлебца пообедать”, или “Поужинать нечего”, кто просит чайку или на башмаки, то уже при помощи Божией стараюсь каждую ублаготворить и утешить, сколько могу, но все же подумаешь, где бы это взять и как бы добыть, чтобы было чем утереть слезы просящим. Уже какие только были кельи и помещения – во все поместила бедных сестер».

По возможности матушка Маргарита старалась разрешить жилищную проблему. В 1879 году был построен деревянный одноэтажный дом «на леваде». Осенью 1882 года под руководством Маргариты был завершен большой «Георгиевский» корпус с кельями. Спустя два года были выстроены два дома для семей священников, а потом и дом семье диакона. Мест для новых корпусов почти не оставалось, и в 1882 году монастырская ограда была распространена в восточную сторону: «Эта ограда выросла уже значительно и тоже каменная, потому что у нас плетни или дощатые заборы борисовские жители все разбирают ночью и берут дерево для своих потребностей».

В 1882 году стараниями игуменьи Маргариты в приделе Тихвинской церкви был устроен престол во имя святого великомученика Пантелеимона. Для освящения престола в обитель приехали Преосвященный Ефрем (Рязанов), епископ Курский и Белгородский, а также благочинный монастырей, рыльский архимандрит Анатолий (Ключарев) – известный церковный историк Курской епархии. Торжество освящения при участии многочисленного духовенства состоялось 5 сентября.

Игуменство матушки Маргариты было временем общения и дружбы с русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне, где подвизался ее брат иеросхимонах Иероним. Борисовские сестры посылали афонской братии шитые рубахи и чулки, книжные закладки и писанки, а взамен получали частички мощей святых, иконы афонского письма, ладан, назидательные книжки и листки, розовое масло и вяленую рыбу.

Когда весной 1883 года в Борисовке отмечали коронацию государя императора Александра ІІІ, матушка игуменья по просьбе местной интеллигенции поделилась этими книжными запасами для раздачи ученикам училищ и всем жителям Борисовки, которые стали сами приходить в монастырь и просить для себя «книжечку». Крупным подарком для монастыря от афонской братии стали часы для колокольни с четвертным боем, изготовленные на заказ и установленные в 1884 году.

Скончалась игуменья Маргарита от воспаления легких в ночь на 14 сентября 1886 года, успев приобщиться Святых Таин. По воспоминаниям ее племянницы, казначеи монахини Лидии, матушка Маргарита «до последней минуты была в чистой памяти и, по свойственной ей любви к ближнему, старалась каждого поприветствовать ласковым словом, взглядом, и не высказывала жалоб на болезни, терпеливо переносила все». 16 сентября почившую игуменью при сослужении белгородского архимандрита Евгения и всего слободского духовенства похоронили с южной стороны от Тихвинской церкви».

Оставить комментарий

Наверх