Шаблоны LeoTheme для Joomla.
GavickPro Joomla шаблоны

Митрополит Белгородский совершил Божественную литургию в Успенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря Белгорода

https://beleparh.ru/images/gallery/24/0045/_dsc0787.jpg17 марта, в Неделю воспоминания Адамова изгнания, Прощенное воскресенье, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил Божественную литургию в Успенском соборе Марфо-Мариинского женского монастыря города Белгорода, сообщила Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный I Белгородского округа протоиерей Олег Кобец; старший священник храмов обители протоиерей Вячеслав Дементьев; клирики храмов обители протоиерей Сергий Михальчук, протоиерей Игорь Подорожный, священник Иоанн Потапов; клирик храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии священник Александр Фокин.

По прочтении Святого Евангелия Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения и прочитана молитва о восстановлении мира и единстве Церкви.

На заупокойной ектении сугубые молитвы были вознесены о погибших в результате обстрелов Белгорода.

В епархии напоминают: «В последнее воскресенье перед Великим постом вспоминается изгнание Адама и Евы из рая. О том, как это случилось и что стало причиной трагедии, говорится в первых главах книги Бытие. Этот библейский рассказ, исполненный образов и метафор, известен почти всем. В раю, где жили Адам и Ева, росло дерево познания добра и зла. Бог запретил людям есть его плоды, сказав, что расплатой за это будет смерть. Несмотря на это, Ева, а затем и Адам поддались обману змея-искусителя, который пообещал, что если они ослушаются Бога, то сами станут как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5). После этого Адам и Ева увидели наготу друг друга, устыдились и попытались спрятаться от Бога. Вместо того чтобы покаяться, Адам обвинил во всем Еву и, косвенно, – Самого Бога, подчеркнув, что Еву дал ему Господь. Ева же взвалила всю вину на змея. Итогом стало изгнание людей из рая и кардинальная перемена условий их существования. Вместо того чтобы наслаждаться райским блаженством, они оказались в мире, который из милого, приветливого и послушного стал враждебным, неудобным и опасным.

О чем тут речь и в чем именно состоял грех Адама и Евы?

Дело в том, что человек был создан по образу Божию. С самого начала он обладал возможностями, которые, при их правильном раскрытии и использовании, делали бы его все больше и больше похожим на Бога, подобным Ему. Этот процесс требовал от первых людей усилий (в Библии это выражается в словах, что Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а Ева помогать ему в этом) и был связан с определенными ограничениями, доверием и послушанием Богу: люди должны были избегать вкушать от одного из многочисленных деревьев, растущих в раю. Нам сложно сказать, насколько тяжелы были эти условия. Однако мы можем предположить, что труд Адам и Евы был благодатным и радостным, поистине райским, а имевшееся ограничение компенсировалось живым и непосредственным общением с Богом. Бог был для них способом и целью существования. Сохраняя связь с Ним, живя в Его присутствии, люди все больше входили бы в опыт Божественного бытия и тем самым реализовывали бы замысел Божий о человеке.

Однако Адам и Ева выбрали другой путь. Они усомнились в Божественной благости, их доверие Богу поколебалось, и они ослушались Его. В чем состояла губительность их выбора? Прежде всего, в том, что они попытались узурпировать то, чего им еще только предстояло достичь в ходе дальнейшего развития. Совершили революцию, вместо того чтобы развиваться эволюционным путем. Они захотели стать как боги, не прилагая для этого никаких усилий, и только потом поняли, что пали жертвой страшного обмана и, отвернувшись от Бога, оказались во власти сатаны. По сути, они повторили преступление денницы и его сторонников, некогда восставших против Бога и превратившихся из светлых ангелов в злобных демонов. Вместо того чтобы продолжить вхождение в опыт добра, оставаясь с Богом, они опытно приобщились ко злу, впустив его в себя, сделав его частью своей природы, дав ему власть над собой и над миром в целом.

Святоотеческая традиция говорит, что люди до вкушения плодов знали, что такое зло – например, что за нарушением запрета последует смерть. Но знали в теории. Ослушавшись Бога, они получили практический опыт зла и тем самым нанесли себе ужасную рану. Суть первородного греха можно проиллюстрировать на простом бытовом примере. Спички сами по себе – ни хорошая, ни плохая вещь. Родители, которые пользуются ими, чтобы зажигать камин, очень хорошо понимают, что давать их маленьким детям опасно, спички детям не игрушка. Сами дети в теории знают, что от спичек может произойти пожар и что лучше их не трогать. Но не все удерживаются от того, чтобы в какой-то момент не попробовать их зажечь. Без навыков обращения с огнем, без жизненного опыта, без привычки думать о последствиях такое поведение может привести и нередко приводит к катастрофе. Однако если ребенок доверяет родителям, то, когда он вырастет, сможет, как и они, без проблем пользоваться спичками, даря тепло себе и окружающим.

Первородный грех разрушил гармонию, в которой пребывал человек и мир в целом. Утратив связь с Богом, человек, по выражению митрополита Антония Сурожского, «потерял свою цельность». Не случайно говорится, что Адам и Ева устыдились друг перед другом своей наготы. Вместо того чтобы видеть в другом человеке свою вторую половину, ощущать единство друг с другом, они вдруг увидели различия, которые существуют между ними, стали чужими. Адам и Ева перестали быть одной плотью и стали двумя обособленными существами. А дальше, по мере умножения греха в мире, связь с Богом становилась все иллюзорнее, а обособленность и разделенность только умножалась.

Поэтому с момента грехопадения главной задачей человека стало восстановление этой цельности друг с другом и с Богом. Именно поэтому гефсиманская молитва Иисуса Христа Богу Отцу завершается словами о восстановлении единства человечества в Боге: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня (Ин 17:21–23). Именно поэтому первое, о чем мы просим Бога Великим постом в молитве Ефрема Сирина, – это целомудрие, которое в его полном значении связано не столько с физическим воздержанием, сколько с правильным состоянием внутренней духовной жизни, цельностью и единством личности.

В описании изгнания Адам а и Евы из рая есть только одна радостная нотка – обещание Бога о семени жены, которое поразит змея. В этих словах толкователи видят обещание о пришествии Господа, Который восстановит пораженную грехом природу человека и спасет человечество от власти первородного греха. Поскольку самим людям, пораженным грехом в своей природе, это было не по силам, потребовалось, чтобы Сам Господь воплотился на земле и воспринял в Себя человеческую природу. Он исполнил то, что не получилось у Адама, – через неукоснительное следование воле Божьей сделал человеческое естество причастным вечной жизни. По слову апостола Павла, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:7–8). А за смертью последовало Воскресение, и в этом главная радость нашей веры, которую христиане ощущают всегда, но особенно ярко – в дни празднования Пасхи, которой заканчивается Великий пост и которая стала для всего человечества началом новой жизни во Христе».

Фото А. Клюйко

Оставить комментарий

Наверх